Отчего ребенок стал капризным? Чрезмерно беспокоиться об этом не следует. Малыши часто переживают кризисы. Это, к примеру, происходит в возрасте одного года. Все дети проходят кризис в возрасте от девяти месяцев до полутора лет. Восхождение на новую ступень самостоятельности обязательно сопровождается кризисом.
Не слишком уверенный в себе, капризный ребенок, который стремится к самостоятельности и еще не ведающий страха, очень нуждается в родительской поддержке.
В жизни малыша есть некие возрастные периоды, когда он становится наиболее капризным:
В возрасте одного года в жизни малыша происходят очень важные события. Он уже научился ходить и свободно перемещается в пространстве. Ко всему ему хочется притронуться, всё представляет интерес, постоянно что-то хочет попробовать на вкус. Малыш осознает себя самостоятельным. И здесь начинаются скандалы. Любимый капризный ребенок начинает отстаивать свои гастрономические вкусы, не намерен одевать новую рубашку или фартучек, и ставит собственным поведением недоумевающих родителей в тупик. У капризных детей можно заметить некоторые особенности поведения, которые проявляются на первом году жизни. Это, безусловно, непослушание, упрямство, потребность в чрезмерном внимании, навязчивость. Кроме того, возникают попытки самостоятельных действий, малыш начинает абсолютно по-новому себя вести. Кроха решительно отказывается выполнить необходимые повседневные действия.
Очень капризный ребенок в ответ на замечание родителей проявляет бурную агрессию, недовольство и обиду. У малыша можно заметить противоречивое поведение: к примеру, он просит о помощи, а потом мгновенно от нее отказывается. Кроха очень быстро растет, и родители попросту не успевают за тем, что с каждым днем малыш становится всё самостоятельнее и самостоятельнее.
Совсем недавно малыш лежал в кроватке, и, кроме подвешенных погремушек над кроваткой, его мало что интересовало. Но спустя пару дней у ребенка стремительно появляется интерес к папиным инструментам, маминой косметике и к бабушкиным лекарствам. На прогулке тоже возникает изменение поведения: еще вчера приученный к аккуратности малыш, с огромной радостью ходит по лужам, может зарыться носом в песок на детской площадке. Завтракая, годовалый карапуз начинает самостоятельно использовать ложку, весь перемазывается и еще неудержимо плачет, когда мама пытается сама его покормить. Первой реакцией взрослых является изменить поведение малыша. Однако стоит заметить, что дурное поведение, проявляющееся в виде закатывания истерики, пролитых слез и отчаянных криков, капризность, намерение проявить самостоятельность и желание всё взять в руки - не признак избалованности и плохого характера. На самом деле, это обычные проявления взросления. В каждом действии малыша есть определенная логика. Только стоит учитывать, что, к примеру, разрушая чужие постройки из песка на детской площадке - малыш в этом возрасте может быть просто еще не обучен уважать чужой труд. В конце концов, он может что-то разрушать потому, что ему нравится, как разлетается песок, или потому, что это всегда привлекает внимание посторонних, или потому, что из разрушенного можно снова что-то построить. Статичное мало интересно ребенку. Ему нравится разрушать, рвать, строить и так далее. Малыш не просто играет, он развивается, также развивается его сенсомоторная деятельность.
А что делать, если ребенок - капризный? Безусловно, не следует потакать всем капризам малыша. Обязательно нужны определенные запреты, однако их должно быть не слишком много.
Естественно, что большая часть запретов направлена на безопасность малыша. Только не стоит кричать на малыша, потому что он очень пугается при мамином крике. Если малыш делает что-то запрещенное, к примеру, взял лекарства из аптечки, то попробуйте его переключить - дайте ему поиграть в большие пуговки. Желательно контролировать действия малыша.
Бывает так, что заставить малыша что-то сделать просто невозможно. Задумайтесь над тем: нужно ли заставлять его это делать? Если он плохо кушает - не следует его заставлять переедать. Дети четко чувствуют голод и редко переедают, особенно, маленькие дети.
Малыши сами выбирают что кушать - они исходят из собственных предпочтений. Подумайте, ведь и взрослому не нравится есть то, что он не любит, но приходится кушать. А ребенок в этом гораздо мудрее. Он не ест невкусное, чтобы Вы ни делали.
У французов есть хорошая поговорка: "Ребенок никогда не умрет с голода".
Часто родители теряют терпение и давят на малыша своими криками и иными действиями. Всё это приводит к тому, что малыш начинает заходиться в своем крике ещё громче. Никогда в жизни мы не плачем так отчаянно и так искренне, как в детстве. Нужно придерживаться золотой середины. Если постоянно давить на малыша, то он вырастет трусишкой, безинициативным, вялым членом общества. Однако ни в коем случае не следует растить истеричного малыша, который полностью управляет своей семьей, даже в пятилетнем возрасте. Дело в том, что маленький грубиян усваивает поведение, при котором он с возрастом уже великолепно использует крик и слезы для осуществления своих желаний. А желания могут быть самыми разнообразными. Пятилетний малыш может даже встревать в отношения взрослых, если папа слишком вялый и пытается подружиться с малышом, а не быть для него уважаемым авторитетом. Не позволяйте этого, иначе главным в семье будет всегда ребенок.
Мудрым родителям не следует вращаться около чада. Задача - вырастить полноценного человека, а не истеричного, помыкающего другими, бесчувственного человека. Всё идет из детства. Если он с детства уже научен манипулировать, то с возрастом это поведение растет в геометрической прогрессии, и переучить уже будет практически невозможно.
Не следует чрезмерно давить на своего малыша, иначе он вырастет без чувства уважения к себе, неуравновешенным, слабым. Безинициативность идет с детства. Если детям постоянно что-то запрещают, то скоро может вообще пропасть интерес к новому, к совершению новых действий. Когда жизнью малыша управляет мама или папа, то малышу особенно нет нужды чрезмерно себя заставлять проявлять инициативу.
Пусть малыш становится с каждым днем самостоятельнее - это нормально. Оберегайте его от тех действий, которые наносят ущерб его безопасности. Облекайте правила в стихотворную форму. Повторяйте правила, если малыш забыл. Лучше всего напоминать правила в конкретных ситуациях, поскольку память у малышей еще не так развита и он попросту может забыть.
Родителям на выручку в воспитании детей придет терпение, умение играть, творческий подход к ситуации и чувство юмора. Малыш может что-то сделать не так, но родителям нужно мягко объяснить, что этого делать не требуется, а не ошарашить своим криком запуганного ребенка. Если малыш что-то отказывается делать - возьмите его любимую игрушку и проделайте с ней необходимые манипуляции - кормите мишку, купайте, кутайте. Поверьте, малыш тоже захочет повторить эти действия и с радостью включится в игру, что, собственно говоря, и требовалось достичь.
|