Еще никто не отменял классическую психологию личности. Даже в самом младшем возрасте у малыша уже можно увидеть его индивидуальные черты, его характер и даже темперамент. Маленький холерик бурно и скандально будет выражать свои протесты. А сангвиник будет упорно искать возможность «договориться».
Нам не стоит забывать и о гипер активности у детей, которая свойственна многим малышам. Энергия, которая бурлит внутри у непоседы, она должна обязательно находить выход наружу и найти применение во внешнем мире. Мы видим, что часто энергичный ребенок сталкивается с запретами и ограничениями. Он просто не имеет никакой возможности растратить свой запас сил. И в итоге – у него внутренний дискомфорт, появляется злость на непонятные и даже бессмысленные, как ему кажется, ограничения. Ребенка всё это снова будет толкать на агрессивные выплески.
Очень важен возрастной фактор. В развитии ребенка есть определенные кризисные периоды, тогда вспышек его агрессии просто никак не избежать. В них может проявляться становление его самостоятельности. Возраст трех, семи и также двенадцати-четырнадцати лет традиционно являются этими критическими рубежами. Естественно, агрессия и в полтора года, и также в десять лет у ребёнка будет иметь совсем разные способы и причины выражения.
Среди скрытых внутренних, факторов агрессивного поведения ребёнка очень часто выделяют его неспособность справиться с чувствами, что вызваны не внешними раздражителями, а его внутренним состоянием. Мы здесь можем выделить чувство недоверия ребёнка к миру – это тревога, болезненная реакция на незнакомых людей ожидание «беды», новые ситуации, страх вместо любопытства. Как следствие, появляется желание у ребёнка защититься естественным способом: - проявив свою агрессию по отношению к окружающим его людям.
В формировании агрессивного поведения у детей старшего возраста определённую роль может сыграть также недовольство собой, даже заниженная самооценка. И виной могут быть даже слишком высокие требования, которые предъявляют к ребенку, также ситуативный неуспех.
Агрессия в социальном плане привлекает ребенка как наиболее древняя схема поведения. Так как она очень проста и эффективна. С помощью грубых действий в детском сообществе довольно легко можно получить всё желаемое. И видя этот ситуативный успех у забияк, очень многие дети бессознательно начинают подражать агрессивной линии их поведения, для себя определив ее как самым коротким путем приводящую к успеху.
В состоящих из детей постарше иерархических сообществах, агрессия - чуть ли не единственный способ завоевания авторитет у других детей и возможность занять лидерские позиции.
|