Если вы считаете воспитание ребёнка до года занятием бесполезным и преждевременным, тогда не читайте эту статью!
Многие родители недооценивают важность воспитания годовалого ребёнка. А зря…
Психологи выделяют так называемые сенситивные периоды в человеческой жизни.
Согласно словарям, сенситивный (сензитивный) период – это период в жизни человека, когда он может с лёгкостью овладеть теми или иными навыками или даже обрести черты характера. Это чувствительный период к воспитательным воздействиям! Такие периоды, согласно Марии Монтессори, длятся некоторое время и уходят безвозвратно, независимо о того, воспользовались ими или нет. J
Как воспитывать ребенка до года основываясь на знаниях об этих периодах?
Каждый родитель обязан:
- знать о том, что такие периоды существуют и их особенности;
- выделять наиболее интенсивные проявления каждого периода в воспитании ребенка до года и позже – чтобы понять, на каком этапе находится ваш малыш;
- успеть подготовиться к наступлению следующего сенситивного периода (подготовить дидактический материал)
Эти периоды универсальны для деток всех рас, вероисповеданий и т.д., а также индивидуальны для каждого малыша (у каждого ребенка они могут проходить в разные периоды времени и иметь разную продолжительность)
У каждого периода есть момент начала, «пика» и спада. «Пик» можно очень хорошо заметить в поведении малыша.
Приведем характеристики некоторых основных сенситивных моментов в воспитании ребёнка до года и воспитании ребёнка после года:
Начинается от момента внутриутробной жизни до 6-ти лет.
0-4.5 месяцев (возраст примерный):
Малыш ощущает речь как что-то особенное, красной ниточкой она выделятся среди паутины ощущений от окружающего мира. Малыш смотрит на рот того, кто говорит, поворачивает на звуки голову(можно выявить проблемы со слухом у деток и спасти их). Ребенок учится подражать некоторым звукам. В это время можно увидеть как развивается мышцы речевого аппарата: выплёвывание, надувание пузырей из слюны. Мамы меня поймут. J Также детки соединяют звуки в разные последовательности – слушают мелодичность родной речи!
Около года:
Сознательно выговаривает своё первое слово. Хочет много говорить, но ему не хватает слов… ситуация неоднозначная. J Начиная с этого возраста и примерно до 2-2.5 лет, словарь маленького человечка нарастает лавиной!!!
Около 1.5 лет:
Происходит выражение своих чувств и желаний. Малыш честно признается в том, что он хочет, а что – нет. Выражает своё отношения ко всему чувствами «приятно»- «неприятно» (у взрослых: правильно/неправильно, способ навязанный воспитанием). Малыш в этом возрасте умеет правильно грамматически сформулировать предложение, но только из-за нехватки слов у него получается «детский» язык.
Выводы:
1) Запрещено «сюсюканье» с малышом. Этот период самый чувствительный к грамматике и речь взрослого должна быть наиболее грамотной, четкой и ясной. Рассказывайте больше историй разных по жанру.
2) Можно говорить с малышом на 2-х языках, путаницы в норме возникнуть не должно.
Длительность периода от 0 до 3 лет («пик» - 2-2.5 года)
Понимание порядка у малыша очень отличается от взрослого понимания. Для ребёнка – порядок так же необходим и естественен, как для нас пол под ногами.
Можно только представить себе, что твориться с карапузом при отсутствии порядка!!! На основе внешнего порядка малыш в этом возрасте наводит порядок внутри себя. От порядка в детстве зависит порядок в голове у уже взрослого человека.
В чем, прежде всего, нужно иметь порядок:
1) В окружающей среде.
Порядок тут помогает малышу разобраться в соотношении между предметами. Всему должно быть своё место: игрушки – в отведенных для них коробочках, одежда – в шкафу, сон – в определенном месте, собственная посуда и т.д. И представьте радость карапуза, когда он находит снова и снова вещи на своих местах.
В этом возрасте требовать от малыша порядка не имеет смысла, он только формирует свой образ порядка, а родители должны помочь ему в этом, поддерживая порядок вокруг него.
Отсюда и стресс у детей до 3-х лет от переездов и первого похода в детский сад – меняется привычная окружающая среда.
Тут же формируется понятие об отношении людей к предметам: на стуле сидеть, за столом – кушать, столовые приборы использовать по назначению, дверь открывать руками, а не ногами, есть на кухне, а не в кровати и т.д.
Для воспитательного эффекта родителям желательно переступить через свои «закоренелые» привычки и научится пользоваться предметами соответственно общепринятым действиям.
2) Порядок во времени.
Это индивидуальный распорядок дня, который можно определить на первом году жизни и поддерживается на протяжении 2-3 года жизни. Этот распорядок должен устраивать и малыша и родителей.
А так же это относиться к порядку в правильной очередности событий (например, чтение знакомых ребенку сказок в постоянной последовательности). Зная порядок во времени, ребенок будет уверенным в завтрашнем дне!
3) Воспитание годовалого ребёнка предусматривает один важный момент: это порядок в отношении взрослых к малышу.
Требования к ребенку должны быть неизменными и обоснованными (научно или здравым смыслом, не ставить непосильных задач), не зависеть от настроения!!! А также требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то определённого) и выстраиваться в алгоритм поведения.
Свои требования взрослые должны повторять сами – показательный пример заразителен! J Ребенок сам научится тому, что видит!
Вот такие нехитрые рекомендации о том, как воспитывать ребенка до года, а так же некоторые советы, которые охватывают воспитание годовалого ребенка.
Не упустите момент и будьте внимательны к интересам ваших малышей! Теперь вы знаете, как воспитывать своего ребёнка до года с легкостью!
|