Развитие эмоциональной сферы. Старший дошкольный возраст.
Тема занятия: В гостях у Золотой рыбки.
Цель занятия: создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования и сказочной терапии; ознакомить с нетрадиционными средствами рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей; расширить познания детского мировоззрения; закрепить знания детей об эмоциях; развивать умение детей распознавать эмоции и объяснять их возможные причины, с их с помощью отображать мимики и жесты; активизировать умение детей переключаться с одного эмоционального состояния в другое.
Задача: вызвать у детей интерес к рисованию нетрадиционными средствами; развивать умение эмоционально откликаться на разное состояние героев; помогать детям само утвердиться и само реализоваться; развивать культуру общения, навыки коллективного и группового взаимодействия.
Структура занятия: поздравления - вход в сказку - снятие психологического напряжения – эмоций - рисование нетрадиционными средствами - снятие эмоционального напряжения – релаксация - обратная связь – прощание.
Участники занятия: психолог, дети творческой группы.
Ход занятия
Приветствие.
Дорогие друзья, добрый день. Мы с вами сегодня отправимся в интересное путешествие по волшебной сказке. Сначала давайте поздороваемся. Посмотрите, у меня в руках маленькое пушистое сердечко. У каждого человека в сердце есть тепло, любовь, дружба, и поэтому мы с вами будем осторожно передавать сердечко по кругу, называя друг друга ласковыми именами и будем дарить при этом улыбку. Посмотрите, вот так: «Добрый день, Дашенька», передать игрушку, улыбнуться.
Видите, сердечко вернулось ко мне. И каждый из нас получил хорошее настроение с искренней улыбкой.
Вход в сказку.
Сейчас самое время отправиться за сказкой. Мы с вами сегодня побываем в стране Золотой рыбки. Где Золотая рыбка живет? (Дети отвечают). То есть, сегодня мы будем в гостях на морском дне. Давайте все станем в группу, закроем глазки и скажем волшебные слова.
«Месяц с солнцем встречаются, волшебная сказка начинается».
Дети, открывайте глазки, посмотрите, мы с вами уже находимся в королевстве Золотой рыбки. Вокруг нас переливается голубое марево, и мы с вами видим различных интересных обитателей подводного королевства. Вот движется краб, дети, покажите как он передвигается ?(дети идут по кругу, выставив вперед ручки - клешни, имитируя краба).
Вот веселые медузы, дети, покажите, как они играют (дети прыгают на двух ногах). Далее мы видим рыбу-ежа. Она почувствовала наше присутствие и стала похожа на шарик, покажите, пожалуйста (имитация). Здесь стайка веселых рыбок, дети, покажите, как они плавают (показать с помощью рук). Молодцы, вы все очень хорошо справились с этой задачей.
Эмоциональная гимнастика.
Сейчас посмотрите, мы с вами пришли к домику семьи осьминога.
Маленькие восьминожки гуляют возле домика, и у каждого из них свое настроение. (Разложить перед детьми картинки осьминогов с разным выражением на их головках.)
Выберите, пожалуйста, себе по несколько осьминогов. Теперь покажите без слов, что они чувствуют? А вы как думаете, почему у них такие выражения ? (Каждому ребенку нужно предоставить время, чтобы он мог высказать свое мнение.
Психолог наблюдает за тем, чтобы дети отражали мимикой то, что нарисовано, а лишь потом показывали рисунок другим детям.
Рисование.
Мы с вами очень много всего интересного увидели во время нашего путешествия. Давайте сейчас нарисуем рисунок, чтобы мы могли взять его с собой в группу . Он будет нам напоминать о нашем волшебном путешествии. Посмотрите, у меня есть белый лист бумаги. Каким цветом вы хотели бы его разрисовать? Каким цветом нарисуем воду?(подвести детей мысли, что вода голубая).
Дети, сначала давайте смочим весь лист водой (ватман один на всех). А теперь мы можем закрасить его голубым цветом (рисование по мокрому листу).
Сейчас я с делаю вам разноцветные пятна, а вы с помощью трубочек будете превращать их в подводные растения, сильно направляя струю воздуха на пятно (делается раздувание). Дети, посмотрите, какой замечательный и красивый рисунок у нас получился.
Теперь давайте мы нарисуем морских обитателей с помощью ваших ладошек и красок. (отпечаток ладони сделать горизонтально –получится рыбка, ладошка вертикально – будет медуза, отражение, а кулачком – это морской конек). Посмотрите, какая сказочная морская картина у нас получилась. (Обсуждение нарисованной картины)
Снятие эмоционального напряжения.
Дети, посмотрите, море стало очень неспокойным, а волны качают всех жителей все сильнее и сильнее. Видимо это начинается шторм. Вы знаете, что очень неприятно и страшно находиться во время шторма в море. Дети, давайте мы с вами прогоним страх.
Дети, возьмите листочки цветной бумаги. А теперь разорвите их на очень маленькие кусочки. Сейчас давайте сделаем большую кучу кусочков бумаги. А теперь бросайте высоко вверх кусочки. Вы чувствуете, страх уходит от нас? (Повторяем несколько раз).
Релаксация.
Дети, посмотрите, буря уже угомонилась. Давайте мы с вами немного отдохнем. Ложитесь все на спинку и закройте глаза. Представьте себе, что вы плывете на волне. Она легонько качает вас. Солнышко нежно греет ваше лицо, ручки, и ножки. Вам приятно, и вы улыбаетесь. Вам очень легко дышится. Дети, почувствуйте, как теплый воздух легко проходит через ваш нос и бежит по всему вашему телу.
Теперь почувствуйте, все напряжение куда-то делось, мы все весёлые и полные сил. Все открыли глаза и улыбнулись.
Обратная связь.
Ксожалению, нам пора возвращаться из сказки.
Для начала расскажите мне, что вы узнали на занятии? Что вы сегодня делали? Понравилось ли вам путешествие в царство Золотой рыбки?
Отлично. Теперь давайте встанем в группу, мы закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Месяц с солнцем встречаются, сказка с нами прощается».
Открывайте все глаза. И до следующих встреч.
|