Возраст тринадцати - четырнадцати лет является кризисным периодом. С другой стороны - это один из важнейших моментов жизни, который оказывает существенное влияние на всю дальнейшую жизнь. Данный этап можно назвать переходным мостом между детством и взрослой жизнью.
Иначе еще этот период называют периодом распада или разлома.
Одной из причин является половое созревание, ведь оно оказывает влияние на психофизиологический и на психологический облик человека. Кроме того, в этом возрасте можно отметить у подростков импульсивность, раздражительность, повышенную возбудимость, утомляемость и неуравновешенность. У подростков появляются новые потребности, интересы и переживания. Вместе с этим появляются специфические тревоги, которые связаны с физическим Я, со своим образом тела.
Помимо этого, подростки начинают активно противопоставлять себя взрослым. Родителям стоит учитывать, что активность подростка в завоевании новой позиции - это не только закономерная, но и продуктивная составляющая формирования его личности. Стоит приготовиться к тому, что подростки будут как бы специально нарываться на запреты, провоцировать родителей, ведь сейчас подростки пытаются раздвинуть те рамки, в которых они были ранее. Эти рамки ограничивали их возможности. В столкновениях подростки пробуют свои силы, свои возможности, пытаются самоутвердиться. Если подростковый период проходит без конфликтов, то прохождение подросткового кризиса может произойти и в семнадцать - восемнадцать лет. Если бунта в подростковом возрасте не было, то это может привести к инфантильной позиции ребенка, и этой позиции человек может придерживаться очень долго.
Каждый из подростков проходит этот период по-своему. По большому счету они отстаивают свою независимость и самостоятельность. Это может выражаться в упрямстве, в стремлении всегда отстаивать свою позицию, в негативизме, в спорах со взрослыми. Часто подросток не столько конфликтует со взрослыми, сколько пытается сломать тот образ послушного ребенка, который достаточно часто культивируется самими родителями. Противостояние может проходить сглаженно, может быть ярко выражено и может быть достаточно долго.
Подростковый кризис повторяет те симптомы, которые присущи детям в период кризисов: это своеволие, протест-бунт, строптивость, недооценка взрослых, негативное отношение к требованиям взрослых. Еще можно отметить такое проявление, как ревность к своим вещам. Это может проявляться в том, что родители заметят, что теперь нельзя входить в комнату подростка, нельзя наводить порядок на его столе, и, ни в коем случае, не расспрашивать о его душевном состоянии. За этим стоит то, что подросток пусть и ревниво, но пытается защитить свой собственный внутренний мир от вторжения взрослых.
Некоторые подростки переживают кризис совсем по-другому. Это заметно по чрезмерному послушанию, возврату к старым формам поведения, к зависимости от сильных или от старших.
Можно сказать, что есть два пути, по которым подросток будет переживать этот период. Один получил название "кризис независимости", а другой - "кризис зависимости". Гораздо важнее, чтобы ребенок сделал небольшой рывок вперед, вышел за те рамки правил и норм. К сожалению, "кризис зависимости" подразумевает возвращение назад. То есть, ребенок возращается к той позиции послушания, которая всегда гарантировала ему чувство защищенности, уверенности, эмоционального благополучия. Сформулировать девизы этих двух путей можно так: "Я уже взрослый" и "Я еще ребенок и намерен оставаться им как можно дольше".
У подросткового кризиса есть свой позитивный смысл, ведь через борьбу за независимость, которая происходит в безопасных условиях и которая не принимает каких-либо крайних мер, у подростка удовлетворяются потребности в самоутверждении и самопознании. В этот период он не только начинает учиться полагаться на себя и становиться более уверенным - в этом периоде также происходит формирование способов поведения, которые позволят ему во взрослой жизни эффективно справляться с жизненными неурядицами. С точки зрения заложенных возможностей для гармоничного формирования личности данный путь - конструктивная форма протекания кризиса.
Неблагоприятным вариантом развития будет "кризис зависимости", ведь подростки, которые именно так переживают кризис, не вызывают особого беспокойства у родителей, ведь родителям кажется, что ребенок остался таким же послушным, как и был. На самом деле, он очень боится проявлять свою самостоятельность, да и принимать решения он тоже не готов.
Кроме того, не стоит забывать, что в этот период у подростка происходят существенные изменения в нервной, эндокринной системах. Те изменения, которые осуществляются во внутреннем мире подростка, внешне будут заметны по неадекватности поступков, резкой смене сфер интересов, импульсивности поведения.
Задача родителей - быть терпеливыми и помочь своему ребенку понять, что те метаморфозы, которые сейчас с ним происходят - являются нормальным явлением.
|