Как же работает сказка? Вы спросите, как сказка может воспитывать и развивать малыша, если он еще не понимает смысла сказанных слов?
Риторика речи, ритмичность, темп, повторяющиеся лексические конструкции, которые произнесены голосом родного человека, ребёнка не только успокаивают, но и также заставляют невольно прислушиваться и запоминать, чем развивается непроизвольная память и внимание младенца.
В дошкольном возрасте, развитие и воспитание ребенка постарше, происходит уже в игре. Здесь ребенок уже очень хорошо понимает смысл всего происходящего. Сказка, с одной стороны, формирует лингвистическую гибкость, она расширяет понятийный словарь, сказка позволяет использовать богатство метафор, что оказывает влияние на мышление и формирование речи. А с другой стороны, ребёнок не только воспроизводит сюжеты сказок, которые были когда-то прочитаны ему его родителями, но и также сам создает и фантазирует.
С помощью сказки малыш учится самым необходимым для него жизненным умениям: прощать, уступать, совершать бескорыстные поступки, прислушиваться к другим, жалеть слабых, находить сокровища, избегать опасностей, и, наконец, даже побеждать. Отождествляя себя с героем сказки, обладающим этими качествами, малыш как бы приобретает их сам, он начинает применять их в жизненной реальной ситуации. И ещё, богатая фантазия ребёнка – это предвестник творческого мышления и креативности, так высоко ценимых сейчас в современном мире.
Воспитание сказкой может решать разные задачи. Уже начиная даже с младшего дошкольного возраста, нужно использовать сказку с конкретной воспитательной целью. Причем все цели могут быть довольно разнообразными. Так, например, сказку нужно использовать для того, чтобы приучить малыша убирать за собой игрушки и чистить зубы.
Иногда требуется изменить у ребёнка нежелательное поведение – оно или слишком агрессивное, или слишком обидчивое или застенчивое. Сказка может использоваться в случае адаптации малыша к для него новой ситуации: это может быть привыкание к детскому садику или к даже школе, к рождению братика или сестренки, а иногда и в случае сложнейших жизненных ситуаций – например, ссоры или развод родителей. Именно для таких целей используются психотерапевтические, специальные, сказки. За такими рекомендациями лучше обратиться к детскому психологу, он поможет подобрать сказку относительно ситуации.
Воспитание сказкой это простой и доступный метод воспитания детей для родителей, бабушек и дедушек. Его могут применять старшие дети для младших, недаром так популярны русские народные сказки, сказки народов мира. Это народный метод, очень действенный, который использовался и будет продолжать использоваться для воспитания детей веками.
|