Все прекрасно знают, что главный институт воспитания ребенка – это семья. То, что ребенком было получено в детские годы в семье, отразится на всей его последующей жизни. Почему семья, как институт воспитания, так важна? Ребенок находится в кругу семьи значительную часть своей жизни, и никакой другой институт воспитания по продолжительности воздействия на личность не может сравниться с той ролью, которая отведена семье. Именно в ней закладываются основы характера, и перед тем, как идти в школу, ребенок как личность уже наполовину сформирован.
Роль семьи в воспитании ребенка может носить как положительный, так и отрицательный фактор. В чем заключается положительное воздействие? В том, что ребенка окружают близкие ему люди – мать, отец, дедушки и бабушки, братья и сестры, и никто другой не может ребенка любить и заботиться о нем больше, чем они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может принести больше вреда, чем семья.
Ведь семья – своеобразный коллектив, и в воспитании ребенка он играет главную и важнейшую роль. Может быть, вы тоже замечали, что у тревожных матерей вырастают такие же тревожные дети? Видели, как родители, страдающие излишним честолюбием, подавляют своих детей, и они растут с комплексом неполноценности? Если отец несдержан и его что угодно может вывести из себя, он будет показывать дурной пример своему ребенку, вырабатывая в нем похожий тип поведения и т.п.
Возникает естественный вопрос – как сделать так, чтобы отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка сводилось к минимуму? Прежде всего, необходимо точно определить, какие именно социально-психологические факторы внутри семьи имеют воспитательное значение.
Необходимо помнить, что в воспитании ребенка главная цель – достичь между маленьким человеком и родителями душевного единения, нравственной связи. Но даже когда ребенок достиг более зрелого возраста, все равно нельзя пускать на самотек процесс воспитания и оставлять подростка наедине с самим собой.
Свой первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, здесь он делает первые наблюдения и учится, как нужно вести себя в различных ситуациях. И здесь важны конкретные примеры – чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось нашими делами, чтобы он видел, что у родителей теория не расходится с практикой. Например, если вы учите свое чадо, что врать нехорошо, а сами тем временем от этого правила отходите, все ваши нравоучения пойдут насмарку.
В наших детях мы невольно видим свое продолжение, мы хотим, чтобы они реализовали определенные установки и идеалы, чтобы они достигли большего, чем совершили мы.
Если у родителей – разные подходы к воспитанию ребенка, это приводит к возникновению конфликтной ситуации.
В первую очередь родителям необходимо найти компромисс, прийти к общему знаменателю, убедить друг друга. Компромисс как раз в том и заключается, что главные требования обеих сторон удовлетворены. Принимая решение, один из родителей должен помнить о том, что думает по этому поводу второй.
Все вопросы, связанные с воспитанием, лучше обсуждать без присутствия ребенка, чтобы он не видел ваших противоречивых позиций.
Дети моментально "схватывают" то, что говорят родители, и чтобы добиться своей сиюминутной выгоды, могут ловко маневрировать между обеими родителями - обычно "маневры" идут в сторону непослушания, плохой учебы, лени и т.д.
Поэтому, принимая решение по тому или иному вопросу, родители должны во главу угла ставить не собственные интересы и взгляды, а то, что будет нужным и полезным ребенку.
Со временем между взрослыми и детьми вырабатываются определенные принципы общения.
1. Восприятие ребенка таким, какой он есть (его принятие).
2. Сопереживание (эмпатия), когда родители смотрят на проблемы глазами ребенка, принимая (и воспринимая) его позицию по этому поводу.
3. Конгруэнтность - под этим термином подразумевается, что взрослый человек адекватно относится к происходящему.
Есть еще такое понятие, как "безусловная любовь", когда родители любят ребенка не за что-либо (красив, умен, общителен), а просто за то, что он есть, и воспринимают его таким, каким он является на самом деле.
Некоторые родители любят свое чадо только тогда, когда он послушен, хорошо учится и ведет себя так, как родители считают правильным. Если ребенок не отвечает чаяниям таких родителей, их отношение к нему меняется в худшую сторону. В отношения это приносит дополнительные трудности - ребенок перестает быть уверенным в своих родителях, он перестает чувствовать эмоциональную безопасность, которая должна ощущаться с самого момента рождения. Это - обусловленная любовь.
Хуже всего, когда ребенок вообще не принимается родителями. Он для них безразличен и даже может родителями отвергаться - так часто происходит, например, в семьях алкоголиков. Но это может произойти и в благополучных семьях. Например, когда ребенок не запланированный, во время беременности и родов были серьезные проблемы и т.д. Часто родители даже не осознают, что на подсознательном уровне ребенок ими отвергается. Пример - мама красива и молода, а девочка некрасива, закомплексована, замкнута. Маму такой ребенок просто раздражает.
Типы семейных отношений
В каждой семье, порой даже не всегда осознанная, складывается своя система воспитания детей. Под понятием "система" мы подразумеваем цели и задачи воспитания, целенаправленные (а порой и не очень целенаправленные) методы и приемы воспитания, "список" того, что можно, а чего нельзя допускать по отношению к ребенку. В воспитательном процессе можно выделить четыре тактики, которые соответствуют четырем типам взаимоотношений в семье. Это опека, диктат, сотрудничество и просто невмешательство.
Диктат – когда, как правило, взрослые члены семьи подавляют любые инициативы и уменьшают чувство достоинства у других членов семьи.
Надеемся статья с названием " Роль семьи в воспитании ребенка” была для вас полезна
|