Часть 1.
Подготовка ребёнка к детскому саду – ответственный период для родителей. В возрасте 3 лет дети начинают посещать детский сад. При этом им приходится приспосабливаться к новой среде, незнакомым людям, иному режиму дня, переживать временную ежедневную разлуку с матерью и другими близкими людьми, с трудом отказываться от закрепившихся уже привычек и наклонностей.
Опыт показывает, что процесс адаптации (приспособления)к новой социальной среде переносят по-разному: одни быстро входят в непривычный образ жизни, другие переживают при этом много отрицательных эмоций третьи реагируют на пребывание в детском саду уже в первые часы бурной реакцией протеста, двигательным возбуждением, криком, категорическим отказом принимать пищу, играть с детьми и другими негативными действиями.
После первого дня в детском саду адаптацию болезненно переносят дети с меланхолическим темпераментом (слабым типом высшей нервной деятельности), а также те, которые воспитываются в семье в обстановке чрезмерной родительской опеки и заласкивания, что чаще наблюдается в ситуациях, когда имеется только один ребёнок, окружённый всеобщим вниманием и чрезмерной заботой. Плохо приспосабливаются к детскому саду и дети физически и психически ослабленные, часто болеющие или страдающие какими либо хроническими заболеваниями.
И ещё: значительно затрудняется привыкание ребёнка к посещению детского сада и в тех случаях, когда родители не прилагали усилий для подготовки своего сына или дочери на 2-3-м году жизни к посещению детского организованного коллектива. Итак, впервые идущего в детский сад ребёнка, должны тщательно заранее подготовить. Делают это следующим образом.
Впервые идущему в детский сад ребёнку родители другие члены семьи должны тактично, ненавязчиво внушать мысль о том, что в детском коллективе малышу будет интересно и весело. Хорошо, если такая установка взрослых совпадёт с реальной действительностью, когда в первый день своего пребывания в детском саду ребёнок встречает со стороны персонала чуткую заботу и понимание, сердечную нежность и ласку.
Часто детки начинают плакать, когда приходит время прощаться с мамой. Они боятся остаться одни без привычной маминой защиты. Но и это можно преодолеть. Старайтесь каждый раз, перед тем как отвести в группу ребенка, подарите ему улыбку и поцелуйте его. Обязательно скажите малышу, что мама скоро за ним вернется. Так ребенок будет уверен, что все будет хорошо, он в безопасности.
Само расставание должно быть не долгим и радостным. Иногда детки менее болезненно расстаются с папами, чем с мамами. Попробуйте. Возможно, вашему малышу будет легче так прощаться.
Важно также чтобы и сами родители не сомневались в том, что они правильно делают и ребенку нужно идти в детский сад. А то ваше беспокойство передастся и ребенку.
Обычно детки, придя в садик, начинают играть с детками и на некоторое время забывают о маме и папе.
Подготовка ребёнка к детскому саду и первые адаптационные месяцы требуют особого внимания как родителей, так и воспитателей.
Часть 2.
Подготовка ребёнка к детскому саду, адаптация в новом коллективе, требует должного внимания родителей и воспитателей. Чтобы лучше и скорее был установлен необходимый психологический контакт, с новым малышом - воспитанником, воспитательнице необходимо получить от матери необходимые сведения об особенностях характера мальчика или девочки их привычках, привязанностях, интересах, увлечениях, склонности к тем или другим видам детского творчества. При этом желательно чтобы вместе с собой ребёнок мог принести в группу свои любимые книжки, альбом, цветные карандаши и фломастеры, другие предметы для игр и творческих занятий. Этим самым можно смягчить процесс привыкания ребёнка к детскому саду.
В ситуации, когда наблюдается затруднительная адаптация ребёнка в детском саду, рекомендуется облегчить этот процесс следующим образом. В первые дни его оставляют в детском коллективе только до обеда, в последующие несколько дней - до окончания дневного сна, далее переводят на общий для всего коллектива режим. При этом очень важно чтобы родители приходили за ребёнком в детский сад в строго определённое время, без опоздания. На протяжении 1-2 месяцев адаптации ребёнка в детском саду рекомендуют в домашних условиях создавать спокойную психологическую обстановку: не перегружать ребёнка сильными впечатлениями, в частности ограничивать просмотр телевизионных передач до 15 минут с учётом их содержания (они не должны носить признаков психотравмирующего воздействия на ребёнка). В этот период родителям не следует принимать гостей, надо больше находиться в обществе своей маленькой дочери или сына, ограничить покупку новых игр.
Желательно в период адаптации ребёнка в детском саду не наказывать ребёнка, а если необходимость возникает, прибегать к этому приёму воспитания в предельно мягкой, деликатной форме. Стрессовое состояние ребёнка в период адаптации к условиям пребывания в новой обстановке детского сада нередко сопряжено с ухудшением аппетита, сна, подавленным настроением малыша. В такой ситуации персонал детского сада должен воздержаться от приёмов принуждения и насилия, не проявлять признаков нервозности и откровенного недовольства поведением ребёнка. В полной мере сказанное относится и к действиям родителей.
Более того, допустимо и некоторое послабление требований, когда дело касается строгого соблюдения режима в детском саду. Например, если дома ребёнка перед сном укачивали, то и в детском саду можно в период адаптации сохранить эту привычку с тем, чтобы в дальнейшем постепенно её устранить. В целом можно соблюдать принцип максимальной защиты психоэмоциональной сферы ребёнка. Подготовка ребёнка к детскому саду требует от взрослых терпения и понимания.